Общественные слушания по инвестпроекту ООО «Восток LPG» строительства морского углеводородного терминала в бухте Перевозная состоялись в поселке Приморский Хасанского района Приморского края. По мнению экспертов, предоставленные документы не соответствуют требованиям экологического законодательства, а процедура слушаний, организованных в формате Zoom, ущемляет права жителей поселка, лишенных технической возможности принять в них участие.
Как прокомментировал корреспонденту ИАА «ПортНьюс» главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, д.б.н. Владимир Раков, в слушаниях смогли принять участие около 40 человек, при этом регистрация не подразумевала заполнения паспортных данных, также паспорт не требовался для участия в бумажном опросе, проведенном ранее компанией. В итоге не все желающие смогли принять участие в обсуждении, а статус некоторых участников остается под сомнением.
Однако главная претензия относится к качеству документов. По словам эксперта, документы ОВОС, которые представила компания «Восток LPG» для обсуждения, состоят из нескольких страниц, и не соответствуют необходимым требованиям.
«Неясно, на чем основан данный документ, потому что не указано ни одного автора или научной организации, чьи исследования в нем использованы. Несмотря на то, что по бухте Перевозной и прилегающей территории опубликовано много научных работ, в данном документе ни один факт из них не учтен. Например, компания заявляет, что в зоне строительства не обитают животные и растения, занесенные в Красную книгу. Это не соответствует действительности. Только морских краснокнижных обитателей здесь более 30 видов. В непосредственной близости – территория национального парка «Земля леопарда». Также отсутствует археологическая экспертиза. Кроме того, акватория планируемого терминала сегодня составляет место нереста промысловых рыб и разведения рыбы и марикультуры. Существенно также, что проект не учитывает сезонных гидрографических особенностей акватории, – зимой здесь наблюдается вынос льда на берег и подъем льдин на несколько метров, которые представляют опасность для морских сооружений, а в летний период возможны шторма. В отличие от стандартной экспертизы в данном проекте не представлены оценки ущерба и инструменты ликвидации последствий аварий, в том числе компенсации региональному бюджету. Также не предложено альтернативного варианта размещения терминала. А такие места, также имеющие выход на железную дорогу, существуют в соседнем Уссурийском заливе».
Как напоминает эксперт, в истории бухты Перевозная уже был случай отказа от первоначального проекта по названным причинам. Это нефтеналивной терминал компании «Транснефть», которая прислушалась к мнению ученых, переработала проект и построила терминал в бухте Козьмино.
«Во Владивостоке несколько специализированных институтов РАН, однако к нам никто не обращался. Что бывает, когда строят без учета мнения экспертов, можно судить по угольному терминалу в бухте Суходол, где недавний шторм выбросил на берег плавкран. Надеюсь, руководство компании прислушается к мнению экспертного сообщества и местных жителей. В противном случае мы подготовим общественную экологическую экспертизу проекта и представим ее на госэкспертизу», – заключил эксперт.
Напомним, резидент СПВ компания «Восток LPG» намеривалась начать строительство терминала еще в 2016 году, заявленная мощность терминала – 1 млн тонн газа в год, объем финансирования – 4,5 млрд руб. В 2019 году общественные слушания по данному проекту были отменены по настоянию общественности и экологов из-за недостатка обоснований. На этот раз, начатые в сентябре слушания продлятся до 7 ноября 2020 года, и, судя по реакции экспертного сообщества, могут снова сдвинуть сроки реализации проекта.