Правительство РФ направит 3,8 млрд рублей на создание «ледового навигатора» для Севморпути

Разработку планируется завершить к середине 2025 года

Стоп-кадр видео из Telegram правительства РФ

Правительство РФ направит 3,8 млрд рублей на создание цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП), которая объединит все электронные сервисы для участников логистического рынка. Разработку планируется завершить к середине 2025 года, сообщается на сайте российского кабмина.

«Утверждены Правила предоставления субсидии на создание цифровой экосистемы Северного морского пути. И для этого в федеральном бюджете на текущий и следующий годы предусмотрено почти 4 млрд рублей. Система будет состоять из единой платформы электронных сервисов, через которую станут оказываться услуги участниками логистического рынка», — сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами 16 января 2023 года.

Речь идет о создании «ледового навигатора». Цифровая экосистема включает установку бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, а также самолетах и вертолетах ледовой разведки. Предполагается, что благодаря данным таких комплексов удастся повысить точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Затем сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов попадет на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи — грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики.

Создание цифровой экосистемы идет в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути».

Кроме того, новым распоряжением утвержден объем бюджетных инвестиций в строительство нефтяного терминала «Порт бухта Север». В 2023 году они составят более 2 млрд рублей, а в 2024 году — более 1,6 млрд рублей.

За счет федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с суммой полезного груза более 120 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.

«Бухта Север» будет обслуживать Пайяхскую группу месторождений на севере Красноярского края вблизи Диксона. Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти. Появление «Бухты Север» позволит к 2024 году увеличить суммарный объем грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн.

«Рассчитываем, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в Арктической зоне, улучшат транспортную доступность и снабжение ее жителей необходимой продукцией и в целом ускорят развитие региона», — отметил Михаил Мишустин.

Напомним, в июле 2022 года НК «Роснефть» приступила к строительству крупнейшего в России приемо-сдаточного пункта нефти и основного грузового причала для морских судов в «Порту бухта Север» вблизи городского поселения Диксон на севере Красноярского края. На первом этапе строительства возводятся три грузовых и два нефтеналивных причала общей протяженностью почти 1,3 км, приемо-сдаточный пункт с 27 резервуарами объемом 30 тыс. куб. м каждый, а также технологические объекты и сооружения вспомогательной инфраструктуры.

Нефтеналивной терминал в «Бухте Север» является стратегически важным объектом, который обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл» по Северному морскому пути (СМП). Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти (102 резервуара к 2030 году). С использованием инфраструктуры первой очереди объем перевалки нефти через морской терминал порта планируется довести до 30 млн тонн в год, с последующим поэтапным выходом на общий объем перевалки до 100 млн тонн в 2030 году.

Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей.

Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.

Читайте по теме:

«Роснефть» планирует в зимнюю навигацию доставить по Севморпути на объекты «Восток Ойл» 500 тыс. тонн грузов >>>>

Грузопоток по СМП за счет российских компаний вырос на 966 тыс. тонн в 2022 году >>>>

Грузопоток по Северному морскому пути по плану развития должен составить 220 млн тонн в 2035 году >>>>

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru