Протокол 30-й сессии Российско-Украинской комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море подписан двумя сторонами в феврале этого года. Как указано в сообщении пресс-службы Росрыболвоства, договоренности, закрепленные в протоколе, достигнуты в интересах обоих государств. В основе определения лимитов вылова общих объектов промысла лежит научная оценка состояния запасов, так как стороны по обоюдному согласию приоритетом обозначили сохранение ресурсов Азовского моря.
Так, согласован общий лимит добычи хамсы для обеих стран в объеме 50 тыс. тонн, тюльки – 60 тыс. тонн, бычков – 15 тыс. тонн, сельди черноморско-азовской проходной – 320 тонн, пиленгаса – 520 тонн, тарани – 550 тонн. Это основные объекты рыболовства. Другие виды добываются в значительно меньших объемах.
Добыча хамсы, тюльки и пиленгаса ведется без разделения на национальные объемы, и страны обмениваются информацией об объемах добытой рыбы во избежание превышения общебассейнового лимита. При освоении 95% общего лимита промысел останавливается обеими сторонами. Использование остатка определяется двусторонней рабочей группой по охране и контролю изъятия водных биоресурсов в Азовском море.
Объем вылова бычка распределен между Россией и Украиной в пропорции 6 тыс. тонн и 9 тыс. тонн соответственно, сельди – 256 тонн (доля России) и 64 тонн (доля Украины), тарани – 440 тонн (доля России) и 110 тонн (доля Украины). Что касается бычка, то российской стороной не востребован этот объект в таком объеме, как украинской стороной. Большая часть бычка выделялась украинским рыбакам и ранее, это не является новаций в документе.
Кроме того, на сессии достигнута важная договоренность – ограничение количества судов и орудий лова на промысле хамсы рыбаками обеих стран в связи со снижением ее запаса и увеличение тралов на промысле тюльки. Это необходимая мера для сохранения запасов Азовского моря. Ранее на хамсе и тюльке работали 12 и 10 тралов, сейчас пропорция выглядит как 4 и 18 судов.
Также в протоколе 30-й сессии сохранен пункт о передаче рыбаков при задержании судна, который содержался в протоколах предыдущих сессий.
По процедуре, при обнаружении нарушений представитель специально уполномоченных органов государств проверяющей стороны составляет материалы по выявленным нарушениям в двух экземплярах, производит видео- и фото- документирование и делает соответствующую запись в промысловом журнале. Промысловый журнал и документы, разрешающие промысловую деятельность, изымаются и опечатываются, и с первым экземпляром составленных документов направляются заказным письмом с уведомлением специально-уполномоченным органам государства стороны, которой принадлежит судно-нарушитель, для рассмотрения и принятия мер воздействия в соответствии с законодательством государства. Копии документов остаются на борту судна. При этом судно, являющееся предполагаемым нарушителем, направляется в порт базирования или в порт выхода на промысел. Именно там уполномоченными органами и должно приниматься решение в отношении дальнейших действий по этому судну.