Последние данные о тарифах на морские перевозки свидетельствуют о растущей нормализации рынка рефрижераторных перевозок, при этом спотовые ставки от Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) до Северной Европы в настоящее время вернулись к допандемическим уровням, говорится в обзоре от шведской аналитической компании Xeneta. Это означает, что краткосрочные ставки рефрижерации в торговле упали с максимума почти в $16 тыс. за FEU в январе 2022 года примерно до $2,3 тыс. за FEU сегодня.
«В этой торговле произошел ряд интересных событий, которые красноречиво говорят о более широких макроэкономических факторах, – комментирует Питер Сэнд, главный аналитик Xeneta. – Годы, связанные с COVID, создали новую реальность для рынка морских перевозок: напряженные цепочки поставок и высокий спрос искажают устоявшиеся модели. В результате мы увидели ажиотаж на сухие контейнеры».
С учетом того, что ставки «сухого спота», по-видимому, все еще имеют тенденцию к снижению, поскольку перевозчики конкурируют за грузы, чтобы достичь выгодных уровней коэффициента заполнения, спрэд (между «сухими» и рефрижераторными ставками), похоже, теперь увеличивается. К началу марта цены на рефрижераторы на спотовом рынке выросли почти на $1 тыс. за штуку. В настоящее время эти показатели незначительно выше, но очень близки к уровню, существовавшему до пандемии.
Сэнд добавляет, что нехватки рефрижераторного оборудования, которая привела к росту цен до рекордных уровней, больше нет.
Однако сам объем незаполненных рейсов – около 30% на этом главном мировом торговом маршруте – сказывается на планах.
«Заполнение обратного рейса на АТР – это передовая задача для рефрижераторов», – заключает он.