Минпромторг России разработал проект обновленной госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Пояснительная записка к документу декларирует, что цели и структура новой версии госпрограммы в целом остаются неизменными по сравнению с предыдущей редакцией. Вместе с тем в него включен ряд изменений, касающихся рыбной отрасли.
Проект постановления правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Программа определяет основные положения господдержки отечественного судостроения до 2030 года. Одним из оснований для корректировки ранее принятой госпрограммы является проект федерального бюджета на 2021-2023 гг.
Минпромторг не включил в проект госпрограммы средства на субсидирование строительства краболовов на дальневосточных верфях. На эти цели бюджет в госпрограмме не предусмотрен. Вместе с тем идея использовать в качестве меры поддержки строительства краболов на Дальнем Востоке механизм субсидирования 20% капитальных затрат из федерального бюджета была предложена вице-премьером Юрием Трутневым и подержана президентом России Владимиром Путиным, соответствующее поручение глава государства дал 1 октября 2019 года (№ Пр-2070).В августе 2020 года правительство РФ утвердило Правила предоставление субсидии, документ вступает в силу с 1 января 2021 года.
«Субсидирование судостроительных контрактов на краболовы – очень хорошая поддержка для предприятий. Победители крабовых аукционов подписали с верфями Дальнего Востока контракты на строительство 15 судов-краболовов на сумму 22,2 млрд руб. Учитывая, что потребность в субсидиях возникнет после введения краболов с эксплуатацию, было заявлено, что субсидии будут заложены в федеральный бюджет на 2021 год. Так как изменения в госпрограмму развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений вносятся, в том числе, в связи с формированием федерального бюджета на следующий год, возникает риск, что крабодобытчики останутся без субсидии», – считает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.
При этом утвержденная 24 сентября Нацпрограмма развития Дальнего Востока, напоминает он, предусматривает «введение в действие механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота на верфях Дальневосточного федерального округа, предусмотренных договором о закреплении и предоставлении квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях».
Другой важной новацией госпрограммы по развитию судостроения является выделение в отдельную статью расходов субсидии предприятиям «на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота». Как отметил Герман Зверев, поддержка рыбопромыслового флота впервые выделена в отдельное направление. При этом субсидии в размере от 360 до 660 млн руб. в год будут предоставлены на строительство средне- и малотоннажного флота на верфях Крыма и Севастополя.
В то же время проект учитывает необходимость финансовой поддержки российских верфей, которые должны обеспечить увеличение объемов производства гражданских судов и морской техники в 5 раз по отношению к 2013 году. Для поддержки проектов лизинга гражданских судов «Объединенная судостроительная корпорация» должна получить в 2021 году из госбюджета 3,5 млрд руб. При этом дополнительный объем финансирования ССК «Звезда» в период 2021-2023 годов составит 7,6 млрд руб., 12,06 млрд руб. и 11,94 млрд руб. в год соответственно. Уровень локализации производимой продукции судостроения, согласно госпрограмме, должен вырасти до 70%.
«ВАРПЭ неоднократно указывала на необходимость увеличения финансирования отечественных верфей в особенности – дальневосточных», – отметил Герман Зверев.
Новая редакция госпрограммы предполагает сокращение финансирования научных исследований по ряду направлений, касающихся рыбной отрасли. В частности, предлагается сократить объемы «государственной поддержки организаций судостроительной промышленности в целях технического перевооружения уникальных исследовательских, испытательных комплексов и стендов, развития полигонной базы». Как отмечается в пояснительной записке к проекту постановления, сокращение объемов выполнено за счет пунктов «Создание научно-технического задела для развития морской и речной техники гражданского назначения» и «Системно-аналитическое и экспертное сопровождение научной деятельности».