Доставка товаров из ЕС в Россию сохраняется с использованием четырех логистических схем — эксперт

В сложившемся санкционном режиме возможно использование нескольких путей вывоза товаров из ЕС, они основаны на использовании возможностей сопредельных стран. О плюсах и минусах альтернативной логистики, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло на прошедшей в Москве конференции TransRussia.

Как отметил эксперт, острота проблемы обусловлена ролью ЕС в экономике РФ. На долю Европы приходится 36% товарооборота России, экспортные таможенные платежи составляют около $190 млрд, импортные — $94 млрд. Для сравнения, КНР занимает 18% товарооборота, СНГ — 12%, ЕАС — 9%, Турция — 4%, Великобритания — 3%.  «Заместить более $280 млрд доходов от торговли с ЕС невозможно даже в пятилетней перспективе, поскольку к торговому обороту в $140 млрд с КНР мы шли десять лет, — комментирует Георгий Властопуло. — В результате введения санкций большая часть товаров оказалась под запретом, российскому рынку доступно лишь около 10-15% товарного потока».

По мнению эксперта, существует четыре схемы доставки разрешенных к ввозу в Россию товаров. Это вариант косвенного реэкспорта, при котором европейский поставщик, доставляя товар в РФ, заключает контракт с компанией из сопредельных стран — Турции, Казахстана, Армении, Грузии. «На таможенный терминал РФ товар прибывает с новыми документами и с уплатой всех таможенных платежей. Для реализации данной схемы нужна отдельная компания в сопредельной стране. В результате товар неизбежно дорожает, однако стоимость логистики не меняется», — говорит он.

Другой способ – «ложный» транзит, рассказывает эксперт. «В таком случае товар покидает ЕС, следуя через РФ, но местом выгрузки указывается сопредельная страна-покупатель, например Турция. Попадая на таможенный склад в России товар «перепродается». При этом стоимость товара возрастает из-за дополнительных финансовых транзакций и двойных таможенных процедур», — подчеркивает он.

Третий вариант, по его словам, не менее работоспособен, но также затратен. «Это прямой реэкспорт. Товар движется в сопредельную страну, но не импортируется, а перепродается там на таможенном складе, откуда его перегружают на другое транспортное средство и отправляют в РФ. При таком варианте стоимость увеличивается из-за дополнительных транзакций, а также из-за усложнения схемы логистики», — сказал он.

Завершая обзор, Георгий Властопуло упомянул о схеме ввоза через третьи страны: «Можно привезти товар в Казахстан, растоможить, затем снова пройти таможенное оформление и вывезти товар в РФ, где снова пройти процедуру растаможивания. При этом выплаты НДС удваиваются в каждом государстве».

По его мнению, риски альтернативной логистики — в вероятности зеркального ответа РФ на пятый пакет санкций ЕС в отношении иностранных перевозчиков. Кроме этого, товарные потоки можно отследить, поэтому наложение вторичных санкций вызывает беспокойство у Казахстана и Турции, полагает эксперт.

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru