Морскому каналу Санкт-Петербурга исполнилось 135 лет

Строительство канала началось при Петре I

Морскому каналу Санкт-Петербурга, торжественно открытому в 1885 году 15 мая, исполнилось 135 лет. Канал был нужен, чтобы перенести главный порт страны из Кронштадта на Гутуевский остров, где сейчас работает АО «Морской порт Санкт-Петербург».

Строительство канала началось при Петре I. В 1724 году, как вспоминал посол Франции, на строительстве канала между Кронштадтом и Петербургом работали две тысячи солдат.

Смерть Петра I отложила строительство. Суда разгружали в Ревеле и Нарве, затем по Балтийской железной дороге товары отправляли вглубь страны. Поэтому все чаще стали поступать предложения перенести порт на Гутуевский остров.

К середине ХIХ века существовало несколько проектов по переносу. Например, в городе предлагали снести Новую Голландию, отдать под склады здания Университета и Академии наук и вырыть на Васильевском острове огромные бассейны для погрузки-выгрузки судов. Существовал проект строительства в городской черте железнодорожной эстакады. Предлагалось на месте нынешнего Морского канала насыпать дамбу-плотину до Кронштадта и провести по ней железнодорожную ветку.

В итоге был выбран «Гутуевский вариант», предложенный инженером и предпринимателем Николаем Путиловым. Главная его идея заключалась в соединении трех торговых путей: морского, речного и железнодорожного. Этот план в 1874 году утвердил Александр II, в 1877 году началось строительство.

Для строительства канала Путиловым была создана флотилия из 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж и паромов. С участием шести земснарядов они поднимали со дна, перегружали и перевозили одновременно более тысячи куб. м грунта. В дно залива забили около 10 тыс. свай. Свайные ряды обшивали изнутри досками, заполняли щебнем и землей. Надводные откосы дамб покрывали крупным булыжным камнем, уложенным на слой щебня.

Искусственное русло на дне залива соединило порт с Мировым океаном. Если раньше до Петербурга могли доходить суда с осадкой не более 7-8 футов, то по правилам 1887 года по каналу могли следовать суда с осадкой до 20,5 футов.  

Так Санкт-Петербург превратился в важнейший транспортный узел страны, связывающий морские и железнодорожные пути. В честь этого события была выпущена памятная медаль, а на выступе дамбы, отделяющей Гутуевский бассейн от Невы, установлен обелиск.

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru