Морякам на Дальнем Востоке профсоюз в 2020 году помог вернуть более $1 млн долгов по зарплате

Самой главной проблемой прошлого года стал вопрос смены экипажей

Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) подвела итоги деятельности за 2020 год. Морякам и членам их семей было возвращено более $1 млн невыплаченной заработной и компенсаций (в 2019 году выплачено $830 тыс.), сообщила пресс-служба РПСМ.

В адрес организации за это время поступили семь обращений от экипажей судов и 18 обращений непосредственно от моряков: одни не могли списаться с судна по окончании срока контракта, другие своевременно не получали заработную плату и компенсации за причиненный здоровью вред.

Более 100 моряков вступили в ряды РПСМ. Таким образом общее количество моряков, стоящих на учете в ДВРО РПСМ на конец 2020 года, составило 5955 человек, это с учетом вышедших из рядов РПСМ моряков по разным обстоятельствам,  включая наступление пенсионного возраста.

ДВРО провела переговоры, итогом которых стало подписание коллективных договоров на 2021-2022 годы с судоходными компаниями «Находка танкер», «Трансойл», Петропавловск-Камчатской судоходной компанией.

«Большая работа была проделана по оказанию помощи морякам, брошенным в иностранных портах без выплаченной заработной платы, – говорит председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Благодаря помощи Следственного управления на транспорте, транспортных прокуратур Находки и Петропавловска-Камчатки экипаж судна «Николай Солодчук» был репатриирован из порта Уолфиш-Бей в Намибии . Все моряки вернулись в Россию с полностью выплаченной заработной платой в сумме более 20 миллионов рублей. Невыплата заработной платы также стала поводом для задержания теплоходов «Порт Мэй» и Sungari с участием инспекторов государственного портового контроля в Находке и Пусане, Южная Корея».

Отмечается, что не всегда после обращения моряков в профсоюз судовладелец шел навстречу в разрешении трудового спора, как это произошло, например, с экипажем теплохода «Астроном».

«Экипаж обратился к нам за помощью в получении заработной платы, – рассказывает Николай Суханов. – После вмешательства прокуратуры города Находка свои деньги моряки получили. Но судовладелец не согласился с таким решением и подал иск в суд – якобы выплаты сделаны незаконно. Моряки снова пришли в профсоюз и в результате большой работы, проделанной нашим юристом, суд не согласился с требованиями  судовладельца».

Отмечается, что 2020 год не обошелся без смертей и тяжелых несчастных случаев с моряками, которые привели к непригодности для дальнейшей работы в море. Расследования по ним продолжается, по их завершении будут определены суммы компенсационных выплат.

«Очень нам помогает защищать законные права российских моряков Дальневосточная транспортная прокуратура, мы подписали соглашение о сотрудничестве в июне 2020 года. Оно позволяет более оперативно решать проблемы моряков, которые возникают у них при стоянках судов в Дальневосточных портах и задержках в выплате заработной платы», – отметил Николай Суханов.

Пандемия коронавируса внесла очень большие коррективы в работу профсоюза. Вопрос смены экипажей остается, пожалуй, самой главной проблемой прошлого года и, скорее всего, останется основной задачей года текущего. Моряки находятся в рейса дольше сроков своих контрактов, не могут вернуться своевременно домой, поскольку обычный процесс ротации экипажей нарушен по всему миру. Усугубляет ситуацию отсутствие возможности сойти в портах на берег, как это было до пандемии, и что самое страшное – члены экипажей сильно ограничены в получении медицинской помощи.

«В связи с эпидемией многие страны резко ограничили возможность въезда и выезда из страны, что очень сильно отразилось на регулярности своевременной смены экипажей судов. Более 400 тысяч моряков по всему не могли получить своевременную замену, после окончания деятельности контракта и продолжают работать на судах более 6-11 месяцев, – поясняет Николай Суханов. – В связи с этим большая часть времени работы организации в 2020 году уходила на решении вопросов с судоходными компаниями по замене моряков. Вместе с Международной федерацией транспортных рабочих Российский профсоюз моряков добивался внимания правительств стран к проблеме кризиса смены экипажей. Результаты этой деятельности налицо: тысячи моряков в этой сложной ситуации все-таки смогли получить замену и вернуться к своим семьям, однако многие моряки все еще продолжаю работать без замены».

Пандемия также привела к резкому ограничению посещения судов в портах Находки и Восточный. Вместо запланированных 80 инспекторы ДВРО РПСМ побывали только на 15 судах. В случае отсутствия коллективного договора с МФТ на судах под удобными флагами судовладельцам направлялись нотисы о необходимости заключения таких договоров.

«Встречи с моряками, ответы на наболевшие вопросы, решение проблем, возникающих у моряков в период трудовой деятельности, предоставление морякам свежих газет и журналов на борту судов, все это способствовало укреплению доверия к профсоюзу и появлению желания у моряков вступить в ряды морских профсоюзов», – говорит глава ДВРО РПСМ.

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru