Перевозки по МТК «Север — Юг» выросли вдвое в первом квартале 2023 года — до 2,3 млн тонн

Перевалка на Транскаспийской ветке маршрута увеличилась в 3 раза

Развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», несмотря на активность, пока не делает его серьезной альтернативой существовавшим до недавних пор маршрутам из-за низкой емкости и сложностей в сотрудничестве с государствами-партнерами. Об этом рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин на конференции Chemical SC-2023 в Москве.

По его словам, тем не менее МТК «Север — Юг» переживает бурное развитие: в первом квартале 2023 года рост грузоперевозок прогнозируется вдвое — до 2,3 млн тонн, в том числе на его западной ветке — в 2 раза, Транскаспийской — в 3 раза, восточной — в 33 раза. «Вряд ли сегодня можно рассматривать этот коридор как логистическую альтернативу. Если по итогам года здесь будет перевезено 10 млн тонн, это будет достижение. Сравните, РЖД в сутки грузит более 3,5 млн тонн. Потенциал у направления, безусловно, есть. Иранцы, например, заявляют, что готовы переваливать 20-25 млн тон. Развитие коридора требует инвестиций, но делать на него ставку пока преждевременно», — считает эксперт.

Одна из основных проблем — это разница в организации бизнеса и менталитета. «С Ираном и государствами Центральной Азии у нас очень низкая среда цифрового взаимодействия. Мы не имеем возможности получать оперативную и достоверную информацию о грузе, находящемся в пути по их территории. По некоторым отправкам мы видим рост просрочки в 5-6 раз. А ускорить процесс, допустим, административными методами, очень сложно», — говорит он.

В связи с этим возникает другая тенденция: российские грузоотправители возвращаются на привычные маршруты на Северо-Западе. «Если не будет дополнительных рисков, связанных со вторичными санкциями, или новых санкций, то у Северо-Запада есть возможность полностью восстановиться до уровня 2021 года, в том числе по контейнерным перевозкам. Компенсировать потерянный грузопоток на Европу перевозками, пусть и удлиненными, в АТР. Отчасти этому будет способствовать перегруженность Восточного полигона и изменения стоимости логистики», — заключает эксперт.

Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.

К 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север — Юг» почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн.

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru