Закон об инвестквотах предполагает долгосрочный переход в вопросе квот на рыбу для реализации проектов строительства судов ‒ АСРФ

Законопроект о втором этапе инвестиционных квот обеспечивает развитие механизма обновления рыбопромыслового флота и при этом предполагает долгосрочный переходный период в отношении квот на рыбу, позволяющий реализовать все проекты строительства судов. Такого мнения придерживается Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), в состав которой входят предприятия Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Мурманской, Архангельской областей и республики Карелия, добывающие около четверти российских морских водных биологических ресурсов.

По крабовым инвествотам и квотам на моллюсков законопроект предлагает инвестиционные аукционы, опробованные бизнесом с 2019 года. Они обеспечат более эффективную добычу ресурса. В АСРФ отметили, что законопроект определяет только размер ОДУ на данные цели. Остальное будет регулироваться подзаконными актами, включая виды крабов или моллюсков и районы их промысла. Правительство также будет определять период проведения аукционов с инвестиционными обязательствами.

При оценке социально-экономических последствий АСРФ рекомендует учитывать официальные статистические данные за последние 5 лет по регионам Дальнего Востока и Северного бассейнов по видам деятельности «рыболовство» и «рыбопереработка», а также «гражданское судостроение» – по регионам постройки судов. По показателям «инвестиции», «реализация товаров», «занятость», «ФОТ» в период действия первого этапа инвестквот отмечен рост.

АСРФ уточняет, что законопроект об инвестквотах обсудили на круглом столе, организованном комиссией Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий совместно с Общественной палатой Камчатского края. Ассоциация направила предложения к предоставленному участникам круглого стола проекту заключения Общественной палаты, концептуально поддерживающему законопроект.

Отметим, одновременно с этим Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) в своем Telegram-канале разместила комментарий президента ВАРПЭ Германа Зверева о «последствиях принятия законопроекта». По его мнению, резко затормозится развитие береговой переработки на Дальнем Востоке; в рыбной отрасли ДФО будет доминировать несколько гигантских групп, не привязанных к регионам.

«В крабовых аукционах 2019 года приняло участие 15 из 100 компаний. Совершенно очевидно, что в следующем этапе аукционов 41 предприятие, доля на добычу краба которых менее 500 тонн, принять участие не сможет. Они не получат адекватного банковского кредитования», ‒ считает Герман Зверев. Он напомнил, что единственный положительный опыт первого этапа инвестиционных квот ‒ строительство 11 рыбоперерабатывающих заводов, на которых создано 2590 рабочих мест.

Напомним, на фоне перехода с исторического на аукционный принцип распределения квот в рыбопромышленной отрасли российские верфи, почти 40 лет не строившие рыбопромысловые и краболовные суда, с 2016 года получили массовый приток заказов. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов.

Программу по строительству рыбопромыслового флота в рамках «квот под киль» реализуют 16 судостроительных предприятий по всей стране ‒ от Калининграда до Камчатки. На первом этапе планировалось передать заказчикам 52 рыболовных судна и 38 краболовов (по данным Минпромторга на декабрь 2021 года). К концу 2021 года фактически верфи передали шесть рыбопромысловых и два краболовных судна. По данным Росрыболовства, сейчас строятся 97 судов (58 рыбопромысловых и 39 краболовов).

Из-за санкций и проблем в реализации головных серий судов на первом этапе правительство РФ продлило на два года, с пяти до семи лет, срок выполнения инвестпроектов по строительству флота. В мае 2022 года правительство РФ опубликовало постановление о внесении изменений в механизм закрепления и предоставления квот добычи водных биоресурсов, которое допускает продление сроков строительства судов рыбопромыслового флота.

Ссылки по теме:

Вопрос об инвестквотах убрали из рассмотрения на заседании правительства РФ 28 июля ‒ ВАРПЭ >>>>

Фора для квоты >>>>

Инвестхвора >>>>

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru