При поддержке МариНет реализованы пять исследовательских проектов молодых ученых

В образовательном центре для одаренных детей «Сириус» российские школьники совместно с экспертами технологических компаний и научных центров МариНет реализовали серию инновационных проектов в рамках программы «Большие вызовы», сообщил генеральный директор Отраслевого центра МариНет Александр Пинский.

Это разработка макета арктической амфибийной платформы, создание элементов управления безэкипажными судами с использованием дополненной реальности, разработка подводного манипулятора, управляемого жестами рук, создание методики спутникового мониторинга выбросов сточных вод в прибрежной зоне Черного моря, а также и разработка прототипа преобразователя подводных течений в электричество «Ныряющее крыло».

Команда, работающая над проектом  «Ныряющее крыло» под руководством экспертов компании «Энергоинновации» и Чувашского государственного университета, провела научные исследования по возможностям преобразования энергии подводных течений в электроэнергию, разработала и создала макет энергоустановки. Поскольку установка испытывалась не только в море, но и в бассейне, школьники также создали систему генерации искусственного течения для испытательного стенда.

Генераторы на основе возобновляемых источников энергии океана (ВИЭО) являются одним из самых передовых рубежей прикладной науки об океане. Во всем мире сейчас делаются только первые шаги в этом направлении, пробуются различные технические и конструктивные решения в поиске наиболее оптимальных для создания коммерчески эффективных установок. Поэтому данное направление обозначено как одно из приоритетных направлений «дорожной карты» МариНет.

Также школьники под руководством экспертов Государственного морского университета имени Ушакова и компании «Кронштадт Технологии» разработали элементы автоматического и дистанционного управления судами с использованием средств смешанной виртуальной реальности. Эти средства были испытаны на флотилии макетов судов в условиях природной акватории и вызвали интерес у капитанов-судоводителей, работающих в Арктике.

«Очевидно, что разработки этого проекта найдут свое применение во «взрослых» решениях уже в ближайшее время, поскольку технологии автономного судовождения и повышения безопасности судоходства в сложных условиях Арктики являются одним из самых востребованных направлений развития морских технологий сегодня», – говорит Пинский.

Команда, поддерживаемая Нижегородским и Калининградским государственными техническими университетами, Объединенной судостроительной корпорацией и Нижегородским детским речным пароходство, создала и испытала макет амфибийной грузовой платформы со шнековыми движителями, позволяющими ей двигаться по воде, суше и льду.  Такая платформа позволит обеспечить снабжение судов и транспортировку грузов на суда с необорудованных берегов Арктики.

Проект «Разработка подводного манипулятора, управляемого жестами рук» предусматривал создание системы управления манипулятора подводного робота для сбора образцов – и команда проекта блестяще справилась с этой задачей, разработав не только свою уникальную конструкцию интуитивно понятной и эффективной системы управления, но и новую конструкцию захвата манипулятора. Прототип пройдет испытания на Байкале на подводном аппарате Turtle ROV2 компании ELMICS – партнера и организатора этого проекта.

В рамках проекта «Спутниковый мониторинг канализационных выпусков и выбросов сточных вод в прибрежной зоне Черного моря» при поддержке компании «Сканэкс» и Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова разработана методика обнаружения таких загрязнений по спутниковым и гидрометеорологическим данным. На базе разработанный методики планируется создать онлайн-сервис, доступный всем туристам и отдыхающим, по предупреждению о загрязнении участков акваторий и берега.

Экспертами и лекторами направления выступили представители ведущих организаций морской отрасли: РАН, СПбМТУ, Института океанологии, Совкомфлота, Объединенной судостроительной корпорации и других.

«Формат проектной смены «Сириуса», где решаются отдельные части настоящих «взрослых» разработок и с непосредственным участием компаний и научных центров, ведущих эти коммерческие и научные разработки, позволяет  достичь сразу нескольких результатов. Во-первых, это популяризация отечественных новых технологий: ребята видят, что в стране есть перспективные направления для профессиональной реализации, ведутся самые передовые разработки, есть компании и вузы мирового уровня, где можно реализовать себя в дальнейшем. Во-вторых, это проектное обучение – вероятно, лучший подход для подготовки школьников и студентов к взрослой жизни: когда нужно самостоятельно находить и воплощать решения сразу из разных областей, где нет заранее готовых ответов, где нужно уметь работать в команде и ориентироваться на практический результат. В-третьих, это возможность компаниям и вузам лучше сориентировать свое предложение обществу, показать широкой общественности, в чем значение и польза их работы», – говорит Александр Пинский.

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru