Физические объемы экспорта в 2022 году сократились на 6% при росте стоимости на 18% — ФТС

Это объясняется общемировой тенденцией роста цен, а также увеличением затрат на перевозку

Физические объемы экспорта в 2022 году сократились на 6% по сравнению с предыдущим годом при росте стоимости на 18%. Об этом в интервью ИАА «ПортНьюс» сообщил заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Владимир Ивин. Такую динамику он объяснил общемировой тенденцией роста цен практически на все товары, включая товары энергетической группы, зерно, продукты питания, электронику, а также ростом затрат на перевозку. В целом по итогам года доля экспорта в обороте выросла на 4% до 89%.

По его данным, за 2022 год внешнеторговый оборот России снизился по весу на 7% к уровню 2021 года, однако в стоимостном выражении увеличился на 7%. Товарная структура экспорта изменилась незначительно: активно закупались российские нефть, нефтепродукты, уголь, сжиженный природный газ (СПГ). Также вырос экспорт различных химических продуктов.

«Неплохая динамика по товарам сельскохозяйственной группы и продуктам питания. К сожалению, по черным металлам, зерну и удобрениям из-за рестрикций динамика отрицательная. Также резко уменьшилась доля экспорта лесных грузов, что связано уже с мерами правительства России по ограничению вывоза необработанного леса и грубообработанных лесоматериалов в пользу экспорта продукции с высокой степенью обработки», — рассказал Владимир Ивин.

Структура импорта не претерпела больших изменений, но изменились доли. По-прежнему высока доля ввоза машин, механизмов, радиоэлектроники, и существенная часть импорта приходится на КНР. «Однако резко сократились объемы строительных материалов из Европы. По товарам пищевой группы — небольшое увеличение, это прежде всего овощи и фрукты, с закономерными сезонными колебаниями. Новацией года стал параллельный импорт, однако его доля небольшая», — добавил замруководителя ФТС.

Он также отметил усиление роли водного транспорта в международных перевозках. «Если в прошлом году на его долю приходилось 63% оборота по весу и 43% по стоимости, то сейчас соответственно — 69% и 47%. Рост достигнут в основном за счет экспорта товаров топливно-энергетической группы. Что касается негативных тенденций, то, помимо упомянутого сокращения на рынках зерна и удобрений, наиболее заметным стало снижение объемов на контейнерном рынке», — рассказал Владимир Ивин.

Он добавил, что произошло географическое перераспределение потоков, в результате которого объемы импорта грузов в Дальневосточном бассейне выросли на 32%. Напротив, на северо-западе (Балтийский бассейн) ввоз в РФ сократился на 42%. При этом на юге (Азово-Черноморский бассейн) объемы импорта изменились незначительно (рост на 4%). Вместе с этим, порты Усть-Луга, Высоцк и Новороссийск, экспортирующие энергоносители, увеличили отгрузку. С другой стороны, контейнерный рынок на Балтике сократился по разным подсчетам на 40-60%.

Подробнее читайте в материале ИАА «ПортНьюс» «Дефицит крупнотоннажного флота и контейнерных мощностей — одни из сдерживающих факторов 2022 года» >>>>

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru