Экспорт нефти из РФ в октябре вырос на 2,2% — до 7,7 млн баррелей

К октябрю страны ЕС сократили импорт российской нефти до 1,4 млн баррелей в сутки

Экспорт российской нефти вырос в октябре 2022 года на 165 тыс. баррелей в сутки (+2,2%) и составил 7,7 млн барр./сут., так как поставки в ЕС, Китай и Индию остановились, а снижение потоков в Турцию было компенсировано увеличением поставок в необозначенные пункты назначения. Экспорт нефти в ЕС составлял 1,5 млн барр./сут., что на 1 млн баррелей ниже показателя до марта 2022 года. Экспорт нефтепродуктов снизился на 300 тыс. барр./сут. — до 1 млн. барр./сут., включая 600 тыс. барр./сут. дизельного топлива. Доходы от экспорта выросли до $17,3 млрд (+$1,7 млрд). Об этом говорится в ноябрьском обзоре нефтяного рынка Международного энергетического агентства (IEA).

Хотя нефтяные рынки остаются неплохо сбалансированными накануне зимы, запасы ОЭСР (OECD) находятся на самом низком уровне с 2004 года. Приближающийся срок введения эмбарго ЕС на импорт российской нефти и нефтепродуктов, а также запрет на морские перевозки окажут дополнительное давление на мировые балансы нефти и, в частности, на и без того исключительно дефицитные рынки дизельного топлива. Предлагаемый потолок цен на нефть может помочь снизить напряженность, однако остается множество неопределенностей и проблем, связанных с логистикой.

Еще до начала специальной военной операции на Украине на рынках дизельного топлива уже наблюдался дефицит из-за закрытия с началом пандемии НПЗ мощностью 3,5 млн барр./сут., что привело к чистому снижению на 1 млн барр./сут. С восстановлением рынка после пандемии в 2021 году подскочил спрос на дизельное топливо и газойль — основные драйверы промышленной активности и экономического роста. Сокращение экспорта продукции из Китая также привело к дефицитности рынка, но недавнее изменение политики сделало более доступным дизельное топливо. Планируется, что с четвертого квартала 2022 года и до конца 2023 года во всем мире будут введены в эксплуатацию новые нефтеперерабатывающие мощности в 2,7 млн барр./сут., что может компенсировать снижение экспорта из России после вступления в силу эмбарго.

К октябрю страны ЕС сократили импорт российской нефти на 1,1 млн барр./сут. — до 1,4 млн барр./сут., а потоки дизельного топлива — на 50 тыс. барр./сут. до 560 тыс. барр./сут. Когда эмбарго на нефть и нефтепродукты из РФ полностью вступят в силу в декабре и феврале соответственно, потребуется заместить дополнительно 1,1 млн барр./сут. и 1 млн барр./сут. дизельного топлива, нафты и мазута. Что касается нефти, то, несмотря на предоставляемые скидки, значительных закупок у России за пределами Китая, Индии и Турции не произошло. Дальнейшее изменение торговых маршрутов должно помочь ослабить давление, но нехватка танкеров вызывает серьезную озабоченность, особенно судов ледового класса, которым необходимо разгружаться в балтийских портах зимой.

Ожидается ужесточение конкуренции за баррели дизтоплива нероссийского происхождения, поскольку странам ЕС придется торговаться за партии из США, Ближнего Востока и Индии в отрыве от своих традиционных покупателей. Увеличение мощностей НПЗ в конечном итоге поможет ослабить напряженность в отношении дизельного топлива. Однако до тех пор, если цены поднимутся слишком высоко, дальнейшее разрушение спроса может оказаться неизбежным, чтобы устранить рыночные диспропорции, заключают эксперты из IEA.

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru