Экспорт российской нефти остается на высоком уровне – Vortexa

Вопреки широко распространенным предположениям и новостям, экспорт российской нефти остается очень высоким. Об этом свидетельствуют данные представленные аналитиком энергетического рынка Vortexa.

По оценке эксперта сокращение потребления внутри страны при ограничении операций по переработке, стало решающим фактором поддержки экспорта нефти. Между тем санкции вряд ли помешают российским игрокам рынка экспортировать нефть в ближайшие месяцы больше, чем они уже это делают. Соответственно, дальнейшие производственные потери, по-видимому, пока не обсуждаются.

За 24 дня мая экспорт российской нефти и конденсата морским транспортом в среднем составил 3,6 млн баррелей в сутки. Это немного меньше на 170 тыс. баррелей в сутки по сравнению с апрелем, но почти на 0,4 млн баррелей в сутки больше, чем в среднем за I квартал 2022 года. Если эта тенденция сохранится в течение всего месяца, экспорт вернется к уровню 2019 года, существовавшему до начала пандемии COVID-19 – 3,6 млн баррелей в сутки. Экспорт в 2020 и 2021 годах в среднем был чуть ниже 3 млн баррелей в сутки.

Увеличение экспорта явно связано с увеличением поставок в Европу через Балтийское и Черное моря. Доставка нефти морским транспортом по этим двум маршрутам увеличилась с менее чем 1,8 млн баррелей в сутки в I квартале 2022 года до более чем 2,3 млн баррелей в сутки в апреле и мае.

Если Россия столкнулась с временными трудностями при транспортировке всей нефти через международные воды, то с нефтепродуктами дело обстоит иначе. В частности, мазут и нафта, имеющие незначительное значение для глобального рынка по сравнению с нефтью и дизельным топливом, столкнулись со значительным сокращением. Экспорт нефтепродуктов в регионы Балтийского и Черного морей в среднем составлял 2 млн баррелей в сутки в течение апреля и с 1 по 24 мая. Это на 0,7 млн ​​баррелей в сутки ниже по сравнению с высоким уровнем в среднем за январь и февраль 2020 года. Но это также на 0,4 млн баррелей в сутки ниже, чем в среднем за 2021 год.

Невозможность экспортировать мазут и нафту вынудила российские НПЗ сократить объемы производства, высвободив нефть для экспортных рынков. Поскольку нафта и мазут являются лишь частью продукции НПЗ, их влияние может быть больше, чем соответствующие потерянные объемы экспорта. Снижение местного спроса также помогает объяснить рост экспорта нефти. Тем не менее, текущие уровни экспорта не соответствуют сокращению добычи нефти на 1 млн баррелей в сутки, не говоря уже о прогнозе МЭА: до 3 млн баррелей в сутки.

СВО России на Украине привела к резкому изменению конечных точек выгрузки российской нефти, экспортируемой в европейские воды через регионы Арктики, Балтийского и Черного морей. В то время как 95% грузов, отправленных из этих хабов в IV квартале 2021 года, остались в Европе, только 57% баррелей, экспортированных в апреле-мае, по-прежнему осели в Европе. Около 1 млн баррелей в сутки нацелены на рынки к востоку от Суэцкого канала, в основном Индию и Китай.

Не все партии груза на судах, идущих к Средиземному морю или к востоку от Суэцкого канала, имеют конечных покупателей, при том что некоторый объем хранится на плавучих терминалах FPSO. Рост экспорта, более продолжительные рейсы в Азию и задержки с поставками увеличивают количество нефти, перевозимой из европейской части России, с примерно 21 млн баррелей в начале 2022 года до 67 млн баррелей в последнее время.

Но и внутри Европы наблюдается резкое смещение покупателей: покупатели из Северо-Западной Европы (Прибалтика и Великобритания) в последнее время покупают менее 0,4 тыс. баррелей в сутки по сравнению с пиками в конце 2021 г. и начале 2022 года выше 1,4 млн баррелей. Напротив, объемы экспорта в Средиземноморье (включая Черное море и Турцию) увеличился с 0,6 млн баррелей в сутки в IV кв. 2021 года/I кв. 2022 года до 1,1 млн баррелей в сутки в последнее время.

Это показывает, что самосанкционные схемы ограничены определенными игроками, а европейские политики, похоже, не могут или не хотят в ближайшее время дать четкие рекомендации. Даже если обсуждаемые санкции будут приняты, это не помешает импорту российской нефти в ближайшие полгода или около того. Соответственно, разумно предположить, что поставки российской нефти в ближайшие месяцы останутся на рынке на том же уровне, что и сейчас.

Это, по-видимому, также все больше отражается на ценообразовании, например, на сокращении крекинга дизельного топлива и маржи переработки. Между тем, недавняя тенденция к росту цен на нефть в значительной степени отражает факторы, к которым Россия не имеет отношения, такие как неспособность всех других стран ОПЕК+ нарастить предложение и сезонно возрастающий спрос, а также спрос со стороны Китая, где ослабляются ограничения связанные с коронавирусом.

Источник: ИАА «ПортНьюс» - www.portnews.ru